Урожаем абрикоса в этом году никого не удивишь. Большинство сортов, вступивших в более-менее полноценное плодоношение, перегружены урожаем, соответственно и плоды мелковаты. Однако я заметил, что некоторые сорта, например Киевский красень, Полесский крупноплодный и другие, способны на сбрасывание лишнего урожая, поэтому выдают соответствующий своим характеристикам размер. Земля под ними в буквальном смысле слова была устлана плодами. А вот под другими сортами ни одной опавшей абрикоски за весь период плодоношения не было.
Открыл сезон в моем саду сорт Сонячный (селекции садово-дизайнерского центра «Shoni», г. Киев), который созрел в конце второй декады июня. Следом за ним созрел гибрид 109-12. Вкус его оказался вполне приличным для этого периода времени в условиях Южного Полесья, плоды были достаточно сладкими. Об их величине, ввиду перегруза дерева, говорить сложно, да и товарный вид этих абрикосов со светлой окраской кожицы был довольно скромным. К тому же плоды оказались нетранспортабельными. Зато очень сочными, неплотной консистенции, с тающей во рту мякотью. Одним словом, сорт для себя.
Продолжил эстафету сорт Лескоре чешской селекции, подоспевший к концу месяца. По сравнению с предыдущими — это сорт-аристократ. Все при нем: и вид, и характерный прекрасный абрикосовый вкус. Плоды вышесреднего размера, ярко-оранжевого цвета, с солнечной стороны с румянцем, очень привлекательные. Мякоть оранжевая, плотная, сочная, ароматная. Тем, кто не имеет возможности посадить несколько деревьев разных сортов раннего срока созревания, рекомендую выбрать Лескоре. Будете получать удовольствие сами, а излишки при желании и реализовать можно — транспортабельность плодов очень высокая.
В начале июля (примерно 5-6-го числа) созрел Еревани. В садоводческих кругах идет дискуссия: сорт под этим названием и Шалах — это одно и то же или разные сорта? Питомниковод из Днепропетровской области В.О. Саюк, поделившийся со мной черенками, утверждает, что разные: Еревани — старый армянский сорт, а Шалах — его более окрашенный клон. Да и ведут они себя по-разному. Урожайность для нынешнего сезона у Еревани, я бы сказал, средняя, зато зимостойкость хорошая. По крайней мере, зиму 2012 г. он перенес прекрасно, тогда как Шалах существенно подмерз и сейчас с трудом отходит.
Что касается вкусовых качеств, то в наших условиях, где привыкли к более традиционным абрикосам европейской группы, это что-то необычное — просто курага с дерева. Напоминают невызревшие и незапечатанные, еще с нектаром, соты пчелиной рамки. Раскрывать абрикосы этого сорта надо осторожно, т.к. на срезах сразу же выступает сладкий до приторности сок. Много таких абрикосов сразу не съешь. Однако все это относится к свежесорванным плодам. Через 1-2 дня лежки, по моему мнению, плоды теряют свое сходство с курагой, приближаясь по вкусу к обычным сортам.
Внешний вид абрикосов сорта Еревани очень привлекателен — окраска светлая, покровная отсутствует или едва заметная малиновая, масса — до 40 г. К сожалению, от соседского запущенного дерева этот абрикос подхватил паршу, которая проявляется как раз в зоне покровной окраски. Отсюда можно сделать вывод — Еревани не очень стойкий к болезням, т.к. другие сорта на этом дереве — чистые. К тому же этот сорт отличается сильным ростом. По крайней мере у меня он обогнал все привитые на жердели сорта (дерево сформировано в виде чаши: на каждой из 5 скелетных веток — сорт).
Прививкой на одном дереве-корнеобразователе одновременно нескольких сортов я поддерживаю и пополняю коллекцию всех плодовых, включая и абрикос. Основная проблема таких многосортовых деревьев — это удержать их в рамках выбранной системы формировки кроны, т.к. сильнорослые сорта по своей природе обязательно будут доминировать над менее рослыми, обгоняя их. В результате крона будет асимметричная, а иногда и уродливая. Боковая скелетная ветка со временем даже может подавить лидера, стремясь занять его место.
Приблизительно в эти же сроки (первая декада июля) созрел и Хаяч Лабо. Этот сорт чем-то похож на Еревани, но если первый по форме плодов ближе к овалу, то у второго абрикосы идеально круглые, с малиновой окраской до половины плода. По своей родословной он, скорее всего, из кавказской группы абрикосов. Мякоть менее хрящеватая и не такая сладкая.
После этого настал черед NJA-19. Это достаточно крупноплодный сорт. У меня сигнальные плоды достигали массы 90 г. При массовом плодоношении, наверное, будут меньше. Спелый абрикос этого сорта сродни хорошей хурме: мякоть желтая, сочная. А переспевшие плоды даже при таком весе не опадают. Плоды этого сорта чем-то напоминают более известный Голдрич (США) — рекордсмена по крупноплодности, который созревает у меня на 1-2 недели позже. Только по внешнему виду NJA-19 темнее и косточка неотделяющаяся, а плоды Голдрича светло-оранжевые, с небольшим красным размытым румянцем.
Далее «конвейер» плодоношения в моем саду складывался так: Шелудько, Монастырский, упомянутый Голдрич. Созревая один за другим, сорта словно соревновались между собой, стремясь порадовать и удивить своими плодами, отблагодарить за уход и внимание. А этому я придаю очень важное значение и хочу в заключение дать несколько практических советов по агротехнике. Общеизвестно, что абрикос среди всех плодовых культур наиболее требователен к аэрации, предпочитает почвы с относительно легким гранулометрическим составом и неплотным сложением. Также он требует индивидуального подхода к подкормкам и удобрениям, ему нужны особые соотношения между элементами минерального питания, которые отличаются от требований других плодовых культур. Так, для увеличения продуктивности абрикоса следует избегать избытка азота на протяжении всего периода вегетации, а не только во второй ее половине, и давать плодоносящим деревьям повышенную дозу калия. Я, например, вношу калимагнезию. Она хороша для моих супесчаных почв, которые бедны как калием, так и магнием из-за их способности к вымыванию. Время от времени (при наличии) удобряю древесной золой: до ведра по периметру кроны на дерево 10-15-летнего возраста. Перекапываю и поливаю. Результат, как видите, неплохой.
г. Киев.
Статья опубликована в газете «Земля моя кормилица» № 32(710) от 7 августа 2013 г., стр.8-9.